«Капернаум» Надин Лабаки

О чем кино?

Сын подает в суд на своих родителей за его рождение и требует больше не плодить детей

 

Простая история о сложной жизни мальчика Зейна — многодетная семья, нищета, неблагополучный район, нелегальный оборот наркотиков, беспризорные дети, беззащитность несовершеннолетних

Герой несет непосильную по его возрасту ответственность — присматривает за младшими братьями и сестрами, обучает их жизни, работает

 

По сюжету — Зейн сбегает из дома, когда родители расплачиваются своей несовершеннолетней дочерью за аренду жилья. Находит пристанище у женщины без вида на жительство Рахиль, где присматривает за ее годовалым сыном пока та работает. Позже ему придется самому смотреть за малышом, зарабатывать деньги и решать житейские проблемы, потому что Рахиль окажется в тюрьме. Вскоре и сам он окажется за решеткой, потому что «пырнет ножом негодяя» виновного в смерти своей сестры

 

История начинается и заканчивается в зале суда, где Зейн предъявляет к родителям требования — не плодить нищету

Официальный трейлер к картине

Интересное

Сама Надин Лабаки говорит, что не может ответить на вопрос — продала бы свою дочь в замужество, окажись в таких же условиях. Нельзя судить людей, не зная всех сложностей жизни, в которых они обитают

Актеры фильма — совсем не актеры, а простые люди с улиц Бейрута. Главного героя нашли в трущобах, когда он играл с мальчишками. Настоящая жизнь Зейна мало чем отличалась от того, что показано в фильме, она была даже жестче. В фильме актеры не играли, а реагировали на происходящее, используя свои слова и жесты

Годовалого мальчика Йонаса сыграла девочка Трэжа. Ее тоже нашли в неблагополучных районах города

Есть некая игра слов, как в названии фильма, так и в именах героев

Капернаум — Блаженный Феофилакт в толковании на Евангелие переводит название как «Дом утешения». Французское разговорное слово «капернаум» — хаотическое нагромождение вещей, хаос

Зейн — значение имении - Бог милостив, бытие

Рахиль — одна из двух жён патриарха Иакова, младшая дочь Лавана, сестра Лии, мать Иосифа и Вениамина. В иудео-христианской традиции она считается символом матери, жертвующей жизнью ради своих детей

Композиционные приемы

Большая часть фильма была снята с применением техники ручной съёмки, при которой камера удерживается в руках оператора, а не устанавливается на какой-либо опоре. По словам режиссёра, это было необходимо для того, чтобы находиться в постоянном движении, быть готовым запечатлеть те моменты, когда в кадр проникала жизнь. Благодаря этому создаётся эффект того, что происходящее на экране является документальной съёмкой. Помимо этого, в начале фильма встречаются кадры, снятые с высоты птичьего полёта — показан район, в котором проживает главный герой. Это домики, напоминающие большие картонные коробки, обилие мусора, которым завалены и без того узкие улицы. Затем начинается наше более углублённое погружение в жизнь этого района, показываются привычные для местных детей развлечения. В какой-то момент комната рассеивается, а ты становишься незримым свидетелем всех показанных на экране событий.

Награды и номинации

Фильм-трагедия — простой по сюжету, с честной игрой актеров, прямым посылом, без прикрас. Фильм снимался на ручную камеру как документальное кино, камера позволила быть мобильными, снимать в маленьких и убогих жилищах, показывать экспрессию и находится очень близко к герою. Движения камеры реальные, местами резкие, правдивые. При монтаже использовались простые приемы, но выверенные по ритму. Отдельного слова заслуживают широкоформатные кадры картины, а также музыка

У картины много наград и номинаций, в том числе приз жюри на Каннском фестивале, но как призналась сама Лабаки — практической пользы от фильма пока мало, на момент вручения награды в 2018 году, жизнь многих актеров оставалась прежней, такой, какая она изображена в ленте

Выводы

Каждый сделает свои по просмотру картины. Фильм призван привлечь внимание к насущным проблемам, освещенным в фильме — фактическое отсутствие детства у детей, эксплуатация детского труда, печальные условия жизни, нищета, ранние замужества, голод. На фоне всей этой голой правды жизни, показанной в фильме вы не увидите жалости, беспомощности и бессердечия — наоборот, Зейн находчив, добр, умеет постоять за себя и всех младших детей, трудолюбив, любознателен, общителен и неприклонен.

 

Картина отрезвляющая, местами очень честная, красивая. Рекомендую к просмотру


Яндекс.Метрика