Разбор кино "Летят журавли"

«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». РАЗБОР КАРТИНЫ

Друзья, предлагаю воспитывать свой вкус посредством изучения хорошего мирового кино - чем качественнее потребляемый материал, тем лучше наше пресловутое видение и насмотренность, и, соответственно, вкус

 

Сегодня разберем единственную отечественную картину, удостоившуюся высшей награды Каннского фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — ленту Михаила Калатозова «Летят журавли». Случилось это в 1958 году

ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА

Особое внимание уделим работе оператора, хотя весь фильм можно разбирать по кадрам. Итак, оператор картины - Сергей Урусевский. Он применил в своей работе интересные визуальные приемы, которые актуальны и сегодня, а в свое время совершили настоящий прорыв в индустрии кино

МНОГОСЛОЙНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

"Урусевский снимал кадр, запоминал его длину и, не проявляя негатив, заворачивал его в плотную ткань. Затем в темноте вставлял ту же пленку в камеру и снимал следующий слой". Сегодня у нас есть возможность сделать такие кадры при помощи функции "двойной экспозиции" для фото или наложением 2-х видеороликов друг на друга в любой монтажной программе для телефона

НЕСТАНДАРТНЫЕ РАКУРСЫ

Снизу вверх, когда, например, Вероника и Борис стоят в подъезде, или когда Борис несет раненного солдата - "чтобы снять сцену, в которой Баталов несет на себе раненого солдата, осветители тащили Урусевского по земле на листе железа". Сверху вниз - общие сцены на Белорусском вокзале, а также кадры встреч главных героев у моста. Пробежка камеры параллельно герою - например, в толпе провожающих

КРУГОВАЯ СЪЕМКА

В сцене гибели Бориса впервые в истории кинематографа использовались круговые операторские рельсы. Они были специально созданы для съемок картины. Так как момент ключевой, в нем было много изобразительных приемов - "многослойная экспозиция, и нестандартные ракурсы, и пробежка героя по лестнице, которая была в начале фильма"

СЪЕМКА ВВЕРХ ПО СПИРАЛИ

Чтобы плавно провести в кадре героя, который бежит вверх и по кругу, установили столб, на нем закрепили операторскую люльку и оператор дубль за дублем поднимали с помощью веревок по спирали

КРУПНЫЕ ПЛАНЫ

Очень близко показаны лица героев, когда те переживают сложные чувства внутренней борьбы. Эти сцены повторяются на протяжении всего фильма. Выразительные глаза, сдержанные эмоции, пятнистый свет

СЪЕМКА С РУК ГЕРОЯ, СУБЪЕКТИВНАЯ КАМЕРА, СМЕНА КАДРОВОЙ ЧАСТОТЫ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ

Субъективная камера - моменты, когда смотрим на происходящее глазами героя, например, мы видим кружащиеся деревья в последние моменты жизни Бориса и съемка с рук героя - интересный прием, отражающий сомнения и переживания Вероники тогда, когда она бежит на мост с мыслью покончить с собой.

Смена кадровой частоты - то быстрое, то медленное движение камеры, смешанное и сумбурное. Словно мы сами бежим в растерянности.

 

Кроме того в картине очень интересно происходит перекликание жизни людей, событий происходящих в картине и состояний природы. Можно сказать что природа - еще один герой фильма, отражающий общее настроение актеров и жизни.

 

Работа Урусевского создает эффект присутствия, позволяя входить внутрь пространства, становясь участником событий. Заметная подвижность камеры со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров позволила объединить в одном кадре планы разной крупности и в любой последовательности, что "придало композиционным построениям необычайную живость, текучесть, исключительное разнообразие". Многие из этих способов использовали и при создании других эпизодов фильма, закольцовывая эпизоды в единое целое фильма

Стоит также заметить композиционные приемы в кадрах ленты — это и центральная композиция, и деление кадра на 3 четверти, и диагонали, и ритм, и разные по крупности кадры, что соединяются во единое целое, как литературное произведение

Думаю, вы знакомы с этим фильмом и он не раз попадался вам на глаза. Я предлагаю вам посмотреть эту картину еще раз и обратить внимание на работу оператора, на монтаж картины, на композицию, музыку и игру актеров, а также повторяющиеся эпизоды в разных частях фильма. Из этой картины можно много чего почерпнуть и забрать себе в работу.

 

Изучайте лучших, берите из лент то, что откликается у вас, образование - самое лучшее вложение и несомненно очень интересное

Источники информации: все фотографии взяты из открытых источников сети интернет, в том числе с сайта Москино и Кинопоиск. Статьи по теме: РИА НОВОСТИ, Киноарт, Культура.


Яндекс.Метрика